Сможет ли электромобиль составить конкуренцию бензиновым двигателям?

Скоро в мире не будет ни бензина, ни автозаправок, ни вредоносных выхлопов от машин, а по дорогам будут ездить только безопасные для экологии электромобили. Мечта? Возможно. Однако европейцы с каждым годом всё больше тяготеют к этому чистому для природы транспорту. В России к машинам с розеткой вместо бензобака пока относятся скептически: уж больно много сложностей возникает при эксплуатации транспортного средства. Стать владельцем электромобиля отваживаются в основном москвичи, где на паркингах в свободном доступе зарядные устройства. Однако нам удалось и в Сергиевом Посаде найти энтузиастов, которые не побоялись приобрести передовую автотехнику и стать счастливым обладателем Mitsubishi i-MiEV — электромобиля, созданного на базе обычного бензинового Mitsubishi I.

 

Из истории электромобилей

Когда мы произносим слово «электромобиль», сразу возникает ассоциация с маркой Tesla. Но мало кто знает, что эволюция экологического транспорта началась задолго до него.

Первые пробы создания экипажей, приводимых в движение электромоторами, начались в 1859 году после изобретения свинцового аккумулятора. Безлошадные электрические экипажи отличались огромным весом, малой скоростью передвижения, не превышающей и 4 км/час, и неособенной практичностью. Главная проблема заключалась в отсутствии подзаряжаемых аккумуляторов, которые бы отличались сравнительно небольшими размерами, позволяющими заряжать электромобили. Эксперименты по улучшению аккумуляторов продолжались с переменным успехом несколько десятков лет. Но всё, чего удалось достичь, — это разогнать экипаж до 24 км/час. Изобретатели всё чаще стали склоняться к гибридным моделям, которые позволяли автолюбителям проехать большее расстояние, пока электродвигатели окончательно не уступили место бензиновым движкам.

Стремительно развивающаяся история создания электромобилей фактически завершилась к 1930 году — к этому времени их практически прекратили производить. До начала 1990-х годов о них вовсе не вспоминали, пока не возникла острая проблема, связанная с необходимостью охраны окружающей среды. А поскольку и запасы нефти не безграничны,  некоторые компании начали выпускать электрические транспортные средства.

Наиболее успешная среди них — компания Tesla. Ещё в двухтысячных годах фирма рискнула занять эту сомнительную по прибыли нишу. Но сегодня машины именно этой марки наиболее часто встречаются в Европе. Популярность электромобилей от общего объёма машин пока не так высока, но владельцев подкупают завидные преференции — бесплатные парковки с бесплатными же зарядками, возле которых имеют право парковаться только электромобили, бесплатный проезд по платным трассам и полное отсутствие каких-либо налогов.

 

Мал, да удал

Для россиян Tesla — не просто крайне непрактичный автомобиль, но и ещё очень дорогой. В автосалонах стоимость электромобиля этой марки составляет от 10 до 16 миллионов рублей. Согласитесь, гораздо проще и дешевле купить машину с привычным бензиновым двигателем. Но наши любители инноваций не отчаялись и нашли для себя более бюджетный вариант от конкурирующей фирмы. Их электромобиль Mitsubishi i-MiEV 2016 года выпуска, б/у один год, стоил всего 600 тысяч рублей.

Все «прелести» владения электромобилем хозяева технической новинки прочувствовали, когда перегоняли её из московского автосалона в Сергиев Посад. Конечно же, никто не посмотрел, насколько заряжен аккумулятор. Буквально через пару десятков километров стало ясно — до дома не дотянуть. Автозаправок на Ярославке пруд пруди, однако нет ни одной, куда бы можно было вставить пистолет с розеткой на другом конце. Пришлось горе-хозяевам срочно искать удлинитель.

«Нам повезло, на трассе оказалось много добрых людей. Сначала подзарядились на заправке, удлинитель разрешили кинуть прямо в помещение. Когда машина заглохла второй раз, выручил узбек на строительном рынке», — смеясь, рассказывает хозяйка Mitsubishi i-MiEV.

С тех пор в столицу на электромобиле она не ездит — зареклась, считает, что эта машина только для езды по маленьким городам на небольшие расстояния. Зато для Сергиева Посада этот транспорт подходит идеально, особенно если ты живёшь в частном доме, где розетка всегда в свободном доступе. Но надо учитывать, что для полного заряда батареи от обычной розетки 220 Вт потребуется порядка семи часов.

Первое, что чувствуешь, когда трогаешься на электромобиле, необычная тишина. При повороте ключа не слышно рычания мотора, машина трогается моментально и очень быстро разгоняется. Митсубиси i-MiEV — машинка очень маленькая, её габариты 3395 мм в длину, 1475 мм в высоту и 1600 мм в ширину. По заявленным производителям характеристикам, максимальная скорость у электромобиля 130 км/час, ёмкость батареи — 16 кв/час, масса 180 кг, её хватает на 160 км пути в режиме эконом или 147 км в обычном. Но, как показала практика, лучше не рисковать ехать больше 110 км, так как часть энергии расходуется на обогрев салона, кондиционер и другие электроприборы.

«Огромный плюс электромобиля — не нужно тратиться на топливо и расходники. Если сравнивать по цене, то, чтобы проехать сто километров, электричества потратишь на 60 рублей, в то время как бензина израсходуешь на все 200 рублей. Очевидная экономия, — делится хозяйка Мицубиси. — В то же время у машины есть и существенный минус — ты должен заранее чётко планировать каждый день, чтобы знать, какое расстояние придётся проехать и хватит ли на него заряда».

Ещё несколько приятных бонусов для владельцев — гарантия на батарею составляет десять лет. Это важно, так как, если аккумулятор сядет, машину можно смело выбрасывать, потому что его замена составляет 90 % стоимости всего автомобиля. На платных паркингах в Москве для электромобилей оплата не требуется, что тоже плюс. Владельцы таких машин освобождаются и от уплаты транспортного налога.

В заключение хочется с сожалением отметить, что без государственных дотационных программ и обеспечения инфраструктурой владение электромобилем скорее является проявлением личного альтруизма, чем практичности.