Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой ООН, отмечается ежегодно 15 марта.

 

В 2018 году Международная Федерация потребительских организаций — Consumers International (CI) — как и в 2017 году, призвала сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции и предложила в качестве девиза слоган «Making digital marketplaces fairer» — «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».

Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и интернета. Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров.

Объём рынка интернет­торговли в первом полугодии 2017 года составил 498 млрд рублей, а всего за весь год должен был составить 1150 млрд рублей, что в два раза превышает объём интернет­продаж 2013 года (544 млрд рублей).

В этой связи является закономерным то, что в стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, поставлены цели, задачи и принципы исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. В частности, через актуализацию и систематизацию потребительского законодательства, как одного из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу. Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в неё всё большего числа активных пользователей сети интернет потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.

При этом особое внимание необходимо уделять праву потребителей на получение чёткой и ясной информации, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования интернет­ресурсов. Потребителю должно быть понятно, кто именно несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования.

Доверие и безопасность потребителей – залог успеха цифровой экономики.