Этой весной Московская духовная академия пол­ностью изменила ди­зайн своего сайта mpda.ru, добавила новые функции и сервисы и открыла интернет­-магазин. Но, как выяснилось, перемены на сайтелишь часть большой работы.

Вместе с новым сайтом Академия впервые в своей истории получила фирменный стиль и знак, то есть ту графическую обложку, которая позволит узнавать предметы и изделия МДА среди множества других. Слова «фирменный стиль МДА» звучат пока непривычно для нашего уха, но в то же время мы помним, что язык символов всегда имел особое значение в жизни академии, монастыря да и, пожалуй,  вообще всех верующих людей.

К какой эпохе отсылают шрифты, которыми набраны заголовки, и как они воздействуют на читателя? Что зашифровано в новом, только что созданном, знаке учебного заведения? Какой символ использовался Академией со дня её основания и применяется по сей день? И почему даже такая, казалось бы, мелочь — знак, отделяющий каждый пункт списка в статьях на сайте, выглядит именно так, а не иначе?

Разобраться во всём этом мы попросили пресс­секретаря МДА Сергея Малярова, также свои комментарии дали дизайнеры Лаборатории дизайна Высшей школы экономики Олег Пащенко и Иван Ветров, которые с коллегами Натальей Логутовой и Екатериной Алтуховой создавали новый стиль.

«Важно, что дизайнеры воцерковлены»

Если и был тут какой­то отправной момент, то случился он прошлым летом, когда в Академии сменился ректор: вместо архиепископа (ныне митрополита Таллинского) Евгения на этот пост был назначен бывший ректор Санкт-­Петербургской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков).

«Владыка внимательно относится ко всему, что связано с визуальным оформлением, — поясняет Сергей Маляров. — Возможно, на это повлияли годы его петербуржского служения, ведь и сам город выдержан в одном стиле, и атмосфера музеев и университетов не может не сказаться».

Когда в Академии стали искать замену старому сайту — надо признать, весьма хорошему для своего времени — выяснилось, что единая визуальная среда, в которой можно было создавать что­то новое, так и не сложилась: у МДА на тот момент не было концепции, фирменных цветов, знака, шрифтов. «Тогда мы поняли, что нам предстоит менять всё», — говорит наш собеседник.

«Мы обращались к разным студиям и разработчикам, но в итоге сработались с Лабораторией дизайна Высшей школы экономики. Там в основном заняты воцерковлённые ребята, которые — что для нас особенно важно — хорошо ориентируются в теме. Дизайнер, преподаватель школы дизайна ВШЭ Олег Пащенко — хорошо известный в профессиональных кругах человек, призёр Каннского фестиваля. Больше десяти лет он работал арт­директором студии Артемия Лебедева, сейчас ведёт занятия в Британской высшей школе дизайна. «Мы и прежде знали, что Олег — верующий, православный. Он делал дизайн Музея Андрея Рублёва — сдержанный, но в то же время современный, оформлял церковные книги. И когда мы узнали, что он работает в ВШЭ, это стало решающим моментом».

В камне и на бумаге

Это напоминает игру: пройдя по Лавре, проследить, как незаметные детали, которые рассеяны по всему монастырю, складываются в новый фирменный стиль МДА.

«Мы искали дореволюционный символ, который бы мог стать современным знаком Академии, но не нашли такого. И единственным историческим примером оказался значок кандидата богословия, который вешают на рясу защитившим кандидатскую», — вспоминает Сергей Маляров.

Этот знак, повторяющий изображение Спаса Нерукотворного, можно отыскать в элементах архитектуры — например, в оформлении фасадов Академии, на ограде, в академическом храме. Как правило, он выполнен в камне.

Представленный в 2019 году логотип «МДА» — это почти в чистом виде архитектура. Над буквой «М» видна «птичка», которая повторяет деталь монастырской стены. Буква «А» — не что иное, как врата Троицкого храма.

Прототипы ромбов, которые отбивают пункты в списках в материалах на сайте, можно найти на стенах Надвратной церкви, Царских чертогов и Трапезного храма.

Шрифтом «Ораниенбаум» набраны заголовки. Это хороший пример современной антиквы — типа шрифта с засечками, который в ходу у типографов ещё с эпохи Возрождения. Тот вариант, что используется на сайте Академии, вобрал академичность и московскую русскость первой четверти XX века — начертания шрифтов дореволюционных газет или вывесок Москвы и Петербурга, поясняет Сергей Маляров, отличаются.

«Есть много церковных и околоцерковных сайтов, где используются славянские кириллические шрифты, уместные и неуместные, вычурные порой, — продолжает он. — Всем кажется, что если это что­то церковное, то обязательно должны присутствовать эти всякие яти, странные буквы «а». Но молодая аудитория не считывает архаичные, «излишне славянские» шрифты. Архаика — это не то, что срабатывает безошибочно».

Олег Пащенко, дизайнер:

— Идея состояла в том, чтобы исходить из действительных потребностей посетителей сайта. Мы постарались свести к минимуму декоративность, сосредоточившись на внятной подаче информации. И, конечно, очень хотелось уйти от визуальных клише, присущих «православному сайтостроению». Пришлось отказаться от довольно изящного, но малочитаемого решения логотипа на основе славянской вязи, «оквадраченной» настолько, что она стала напоминать куфическое письмо.

Иван Ветров,
арт­директор Лаборатории дизайна, автор фирменного стиля:

— Основная задача была сделать логотип, достаточно сдержанный и традиционный, но позволяющий Московской духовной академии идентифицировать себя в современном мире, а стиль даёт возможность разговаривать на актуальном графическом языке. Брендинг и фирменный стильинструменты современной коммуникации, они развиваются и меняются с течением времени. В разных сферах период устаревания варьируется. Где­то это два­три года, где­то десять лет. При разработке мы отталкивались не от быстро сменяющихся стилистических трендов в дизайне, а от бренд­платформы академии, от смыслов, которые заложены в бренд, его характера. Думаю, что созданный Лабораторией стиль будет актуален ближайшие пять­десять лет. Дальше загадывать сложно, всё в мире меняется достаточно быстро.

Владимир Крючев