В районе продолжается обсуждение проекта объединения двенадцати поселений в единое муниципальное образование. Как и было заявлено с самого начала проект должен пройти детальное и всестороннее обсуждение на разных уровнях. А главное, своё мнение должны высказать поселения, что сейчас и происходит.

Первое знакомство с предлагаемой реформой, как всегда бывает в таких случаях, вызвало эмоции и споры. Это особенно проявилось на первых встречах руководителей района с жителями поселений. Определённо сказался негативный опыт предыдущей реформы административного устройства в стране.

Наш район вместе со всеми пережил непростой период освоения самоуправления и деления на поселения. Неудивительно поэтому, что в первом приближении идея вновь объединить поселения в единое образование вызвало опасения новой череды болезненных преобразований.

Областные законодатели оперативно отреагировали на критические замечания поселений. Депутаты Мособлдумы внесли уточнение, что в случае слияния поселений в городской округ сельские льготы безусловно останутся в силе. Зафиксировано также, что в округе сохранят свой статус не только города, но и посёлки. Как выяснилось, для жителей это важно по целому ряду причин. Разъяснения сняли целый пласт вопросов и недопонимания. Анализом проекта занялись юристы, депутаты, представители общественных организаций. Более спокойным взглядом теперь оценивают предлагаемое объединение жители района.

В марте начинаются общественные слушания по этому поводу. Открывает новый этап обсуждения проекта воссоединения территории Васильевское сельское поселение. Накануне публичной защиты проекта создания городского округа мы провели свой опрос сельских жителей. Отметили, что много тех, кто обеими руками за объединение. А вот сомнения чаще всего связаны с мнением, что таким преобразованиям должна предшествовать детальная проработка и финансовые расчёты. Чтобы не повторить ошибок печально знаменитого 131-го закона.

 

В одиночку селу не подняться

Владимир СЕДОВ, глава Васильевского поселения:

— За время самоуправления поселение училось самостоятельно справляться со своими полномочиями, и что-то нам определённо удавалось. Мы учились по-хозяйски расходовать бюджет и выделять социально-экономические приоритеты. К сожалению, возможности у сельского поселения скромные, собственных средств хватает лишь на поддержание существующего уровня и первоочередные нужды.

Промышленных предприятий в поселении немного, да и те, что есть, испытывают сейчас экономические трудности. С таким ресурсом далеко не уедешь. Если посмотреть объективно, все значительные приобретения сельского поселения стали возможны благодаря содействию района и участию в крупных областных программах. С нашим сельским бюджетом в 40 миллионов рублей и непогашенными долгами за энергоносители мы не можем самостоятельно претендовать на участие в крупных региональных проектах.

Заслуга районных властей в том, что поселение за минувшее десятилетие было включено в несколько значительных областных программ. Поэтому смогли отремонтировать ДК в Мостовике и решить проблему аварийного ДК в Васильевском, что потребовало капитальных затрат. Разве смогли бы сами построить пожарное депо, крайне необходимое отдалённой от районного центра лесной территории?! На условиях софинансирования с региональным бюджетом поселение только в прошлом году благоустроило девять километров дорог.

Район позаботился, чтобы Мостовик попал в программу газификации и получил блочно-модульную котельную. В дома жителей пришла горячая вода. По областной программе газификация в этом году планируется в сёлах Каменки, Васильевское и Озерецкое. Кроме того, в этом сезоне Каменки получат современный ФАП, в Мостовике и Васильевском будет проведён кап-ремонт амбулаторий.

Нет сомнений, что развитие пойдёт быстрее, если объединить разрозненные поселения, снять лишние барьеры и консолидировать все имеющиеся ресурсы. Мы за то, чтобы объединённая территория получила максимальные возможности для продвижения масштабных проектов города и села.

 

Деревня, привлекательная для жизни

Людмила БОЧОРИШВИЛИ, депутат Совета Васильевского поселения, председатель сельской ветеранской организации:

— Конечно, десять лет в условиях самоуправления не прошли даром. Эти годы научили рачительно относиться к скромному сельскому бюджету. По-житейски понятно, когда хотят этот порядок сохранить и оставить за поселением право самому распоряжаться пусть и небольшими, зато своими кровными средствами. Но надо же осознавать, что с такими ограниченными возможностями у поселения просто руки не дойдут до многих важных сельских проблем.

Сейчас, например, остро стоит вопрос о необходимости модернизации обветшавших очистных со-оружений сельских посёлков. От этого напрямую зависит качество питьевой воды из водозаборных скважин. В малом сельском бюджете на это средств нет, тут потребуются миллионы рублей. При всех плюсах самоуправления поселению с этой задачей не справиться. А ведь это качество жизни в селе. Молодёжь уедет из этих мест, если не будет видеть перспектив развития и не почувствует повышения комфортности жизни в деревне.

Объединённому округу более тесное взаимодействие даст новый импульс развития. В интересах города и села, чтобы район стал экономически сильнее и смог участвовать во всех крупных начинаниях в стране и области.

 

Объединиться и сохранить навыки самоуправления

Зинаида КОНЧАКОВА,

депутат Совета Васильевского поселения, фельдшер ФАПа в деревне Лазарево:

— Как депутат и сельский мед-работник, я за объединение поселений в единое муниципальное образование. Объясню свою позицию на статистике Васильевского поселения. Ещё не так давно у нас рождалось за год до 37 малышей, сегодня нам до этого уровня далеко. В детсады приводили больше

80 детей, теперь в группах вдвое меньше ребят, а в садиках много свободных мест. Это значит, что молодые семьи не верят в перемены на селе и перебираются в города.

Деревне нельзя довольствоваться существующим положением. Надо расти вместе со временем и новыми возможностями. На мой взгляд, объединение городских и сельских поселений в единый округ — верное решение. Перспективы открываются для района и каждой территории в частности.

Не понимаю, почему сельчане сомневаются в идее городского округа. Мой ФАП в деревне Лазарево расположен в двухкомнатной благоустроенной квартире, есть вода и все городские удобства. Зайдите в жильё в сельском посёлке — есть природный газ, центральное теплоснабжение, горячая вода. Разве это не приметы города? В едином округе поселение сможет подтянуться к городским стандартам, поднять качество жизни, сохранив при этом деревню — современную и удобную для жизни.

Ни в коем случае селу нельзя потерять навыки самоуправления. Необходимо, чтобы территориальное управление сохранило возможность самостоятельно привлекать средства на оперативную социальную поддержку. Надо иметь на местах свою социальную кассу, чтобы можно было купить дрова ветерану, помочь лекарствами инвалиду, поддержать в трудной жизненной ситуации многодетную семью.

Практику самоуправления необходимо совершенствовать, и объединение в единый округ этому не помеха. Например, надо учиться лучше контролировать своё коммунальное хозяйство. Сельсовет в Васильевском поселении не раз призывал для отчёта местную УК и специалистов МосОблЕИРЦ по поводу начисления спорных пени. Но по-прежнему с деревенских бабушек, которые, получив пенсию, тут же рассчитываются за услуги, удерживают хотя бы полтора рубля в счёт пени. Есть над чем работать сельскому самоуправлению.

 

В сплочённой семье никто не забыт

Тамара ПОСТАВНЁВА, директор школы № 27 посёлка Мостовик:

— В моём окружении некоторые сомневаются в идее объединения в единый округ. Говорят, что лучше уж сохранить то малое, что имеем. Другие на это резонно возражают, что практически любая значимая проблема выходит, как минимум, на районный уровень. А администрация поселения, по сути, лишнее звено и не-оправданные бюрократические издержки.

На мой взгляд, предлагаемое объединение ни в коей мере не отменяет хозяйственную инициативу в поселении. Территориальное управление и бюджет будут сохранены, а управленческая система станет менее громоздкой и затратной. Причём в этом случае шансы продвинуть свои планы у поселений значительно повышаются.

Городской округ представляю как семью: все заботятся об общем благополучии, и в этом залог успеха каждого. Нельзя быть в одной семье и отстраняться от общих проблем. Неразумно также отказываться от преимуществ, которые даёт взаимодействие на уровне районной власти.

Соглашусь в тем, что территориальную власть должны представлять управленцы, которые хорошо знают проблемы своих поселений и умеют слушать жителей. Доступность и эффективность — этого в первую очередь ожидают жители от своих властей. Территориальному управлению предстоит совмещать навыки самоуправления и умение взаимодействовать в рамках единого округа.

 

Глас народа

Какие перемены ждут в Васильевском?

Сергей ГРУЗДОВ, в прошлом водитель сельхозпредприятия и завода «Автомост», ныне пенсионер:

Хотелось бы увидеть в грядущих переменах конкретное улучшение для села. В частности, если создаём городской округ, тогда для жителей Мостовика и Васильевского тоже надо открывать такой городской сервис как МФЦ. Сельчане когда-то ждали справок в очередях в сельсовете, потом в администрации поселения, теперь ездим оформлять документы в МФЦ Сергиева Посада. Я за городской округ, если и у нас в селе появится многофункциональный центр.

Александр ТУРОЛЬ:

Молодёжь Васильевского давно ждёт от властей поселения открытия тренажёрного зала, доступного для всех сельчан. Когда-то та-кой зал в ДК Васильевского был, но теперь он на замке. Сельский Дом культуры долгое время был в аварийном состоянии, после ремонта здание преобразилось снаружи и внутри. Здесь проходят концерты, работают кружки, есть библиотека. Но спортивную заявку сельской молодёжи администрация поселения не выполнила.

Мы слышали о том, что поселения планируют объединить в городской округ. Считаем, что неплохо бы подтянуть село до уровня города в бытовом отношении. Как и городским сверстникам, нам тоже необходимы условия для современных спортивных занятий.

Вольдемар ЕРОФЕЕВ, военный пенсионер:

Восемь лет живу в селе Васильевское, ни одну проблему на местном уровне решить не мог. Думаю, что возвращение к единому муниципальному образованию — это оптимальное решение. Оно позволит сократить бесполезный управленческий аппарат и значительно на этом сэкономить.

От городского округа ждём, чтобы в этом формате административного устройства устранили несправедливый перекос в обслуживании населения. Почему сегодня для села коммунальные услуги дороже, чем в городе? Надеемся, что эта сфера станет более сбалансированной.

Надежда ЕРОФЕЕВА, пенсионерка:

В начале года из жизни ушёл учитель местной школы, известный и уважаемый человек. В поселении его похоронить не смогли, сельское кладбище закрыто. Похороны состоялись в Хотьковском поселении. Мне этот факт говорит о том, что объединение всех поселений в единое образование назрело. Надо возвращаться к системе управления, которая действует на всей территории, и избавляться от лишних границ.

 

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Статус городов и посёлков будет сохранён

Поправки к закону о местном самоуправлении внесли по просьбам поселений Московской области, депутаты Госдумы проводят работу по ликвидации не урегулированных законодательством вопросов, сообщил в понедельник депутат Государственной Думы Сергей Пахомов.

Ранее комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддержал поправки в закон об общих принципах организации местного самоуправления, которые узаконят отдельные вопросы процедуры преобразования муниципальных районов в городские округа. Комитет предложил Госдуме рассмотреть законопроект на пленарном заседании в ближайшее время — 15 марта.

«Внесёнными поправками регулируются отдельные важные моменты для поселений, входящих в состав городских округов, в том числе и вопросы сохранения статуса городов и посёлков внутри городского округа. Именно об этом просили поселения. Обращаю внимание, вопросы за или против преобразования муниципальных районов в городские округа, можно или нельзя в целом — это не предмет ведения этих поправок. Сами проходящие процедуры однозначно законны», — сказал Пахомов.

Он отметил, что было два варианта поправок, второй — более мягкий, дающий больше самостоятельности территориям в принятии решений — вносил он сам, но поддержан был первоначальный вариант поправок депутата Михаила Терентьева. Нельзя говорить, что теперь стало возможным преобразовывать районы в округа, это и раньше было возможно. Подобные процедуры активно идут не только в Московской области. И Московская область в этом вопросе не пионер.

«Идёт обычная текущая работа по ликвидации не урегулированных законодательством вопросов, которые теперь станут более понятны. Объединять или нет — это решения региональных, местных властей и жителей. Надо дать им чёткие законодательные правила, чтобы всё было понятно», — добавил он.

В Подмосковье в 2015-2016 годах городские округа сформированы на территориях Егорьевского, Каширского, Мытищинского, Озерского, Серебряно-Прудского, Шаховского, Красногорского, Павлово-Посадского, Люберецкого, Рузского, Луховицкого и Зарайского муниципальных районов. В феврале 2017 года депутаты Московской областной Думы приняли законы об изменении формы организации местного самоуправления на территориях Истринского и Шатурского муниципальных районов.